Типы парусников |
ПАРУСНОЕ СУДНО, судно, приводимое в движение энергией ветра с
помощью парусов.
В зависимости от размеров парусного судна на нём
устанавливается от 1 до 7 мачт; парусное судно различаются также парусным
вооружением. Важными характеристиками ходовых и манёвренных качеств парусного
судна являются общая площадь его парусов (наз. парусностью) и положение точки
приложения равнодействующей сил воздействия ветра (центр парусности). Управляют
парусным судном, согласованно действуя рулём и парусами: меняют курс,
увеличивают или уменьшают скорость хода, останавливают продвижение парусного
судна (судно "ложится в дрейф") и т. д.
История парусного судна насчитывает св.
5 тыс. лет. Паруса применялись в Др. Египте, Финикии, Китае, Др. Греции, Др.
Риме как вспомогательный источник движущей силы на гребных воен. и трансп. судах. В
10-13 вв. в скандинавских и средиземноморских странах появились суда (дракары,
нефы, караки, каравеллы), которые в качестве главного движителя имели паруса.
В
Древней Руси в 9-14 вв. определились 2 района парусного судостроения: на севере
(Новгород, побережье Белого м.) и на юге (Киев). На парусных судах (лодьях, кочах,
карабасах) восточные славяне плавали по Белому, Баренцеву, Балтийскому и Чёрному
морям, доходили до Царьграда (Константинополя) и выходили в Средиземное море.
Развитие парусного судоходства, усовершенствование парусного вооружения,
достижения судостроения и искусства управления парусами способствовали Великим
географическим открытиям и расширению мировой торговли. В 16-17 вв. главные
районы парусного судостроения перемещаются из Средиземноморья в страны Северного
м. (Голландию, Англию). К началу 18 в. парусные суда получают повсеместное
распространение и вытесняют гребные суда. В эпоху Петра I строились торг.
парусные суда грузоподъёмностью в несколько сотен т и 100-пушечные линейные парусные
корабли с экипажем около 800 чел.
Наивысшего развития парусный флот достиг к
середине 19 в., когда он составил основное ядро трансп., промыслового и воен.
флотов. Так, грузоподъёмность грузовых парусных судов превысила 5000 т, валовая
вместимость - 1500 регистровых т, экипаж -100 чел., скорость наиболее
быстроходных парусных судов (клиперов) достигла 18 узлов (ок. 33 км/ч) и более.
С распространением судов, приводимых в движение механическим. двигателями
(пароходов и теплоходов), в конце 19 - начале 20 вв. парусные суда утратили своё
значение основного трансп. средства. Современные парусные суда используют преим.
в спортивных (яхты, швертботы), туристских и учебных целях.
Силуэты парусных судов:
1 - со шпринтовым парусным вооружением;
2 - с рейковым парусным вооружением;
3 - с бермудским парусным вооружением;
4 - с латинским парусным вооружением;
5 - с гафельным парусным вооружением;
6 - куттер;
7 - люгер;
8 - шхуна-бриг;
9 - двухмачтовая шхуна;
10 - бригантина;
11 - бриг;
12 - трёхмачтовая шхуна;
13 -· шхуна-барк;
14 - баркентина;
15 - трёхмачтовый барк;
16 - фрегат;
17 - четырёхмачтовый барк;
18 - четырёхмачтовый корабль;
19 - пятимачтовый барк.
ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ судна, совокупность элементов оснастки парусного судна
(парусов, рангоута и такелажа).
Тип парусного вооружения определяется формой
парусов (прямое, косое, смешанное), элементами рангоута и парусов (рейковое,
шпринтовое, или шпрюйтовое, гафельное, разрезное), районом распространения
(латинское, бермудское, португальское и др.) или типом судна, на котором оно
применяется (напр., парусное вооружение барка, парусное вооружение иола).
Судно
с прямым парусным вооружение несёт на всех мачтах прямые паруса (бриг, фрегат,
корабль), с косым парусным вооружение- косые (кеч, иол, шхуна), а на судне со
смешанным парусным вооружение прямые и косые паруса сочетаются на одной мачте
или на разных мачтах (шхуна-бриг, бригантина, баркентина, барк). От типа
парусного вооружения зависят ходовые и манёвренные качества парусного судна
(способность "поймать" ветер, идти круто к ветру, лежать в дрейфе), удобство
постановки и уборки парусов, управления ими для смены курса или перемены галса
при лавировании.