Парусные суда и их история.

 

Финикия.

   
  Главная
Суда древней Финикии
 

Финикия — это небольшая древняя страна, располагавшаяся на береговой полосе современных Сирии и Ливана, возникшая в XV — XIV вв. до н. э.

Древний историк Геродот утверждает, что финикийцы вначале жили на берегах Индийского океана, однако из-за частых землетрясений вынуждены были переселиться сначала на низменные, болотистые берега Евфрата, а потом на берег Средиземного моря, где и основали город Сидон (город рыбаков). Колонизовав затем часть восточного побережья этого моря, они быстро заняли ведущее положение в хозяйственной и культурной жизни народов средиземноморского бассейна.

Длина побережья, занятого финикийцами, не превышала 200 км. Усеянное множеством заливов, бухт и небольших островков, это побережье обеспечило благоприятные условия для развития судоходства. Богатые отличным судостроительным лесом Ливанские горы служили источником поставок основного материала для судостроения.

Имеются данные, что уже в то время финикийцы владели секретом выделки стали и сохраняли его в тайне. Древнегреческий историк и географ Страбон сообщает следующий интересный случай: преследуемый римлянами финикийский корабль, нагруженный сталью, был потоплен хозяином, чтобы груз не достался римлянам; правительство возместило судовладельцу понесенные убытки.

Финикийцы отличались большой активностью в колонизации и торговле как сухопутной, так и преимущественно морской. Проникнув морем за Гибралтарский пролив, а сухими путями до Бухары и Малого Тибета, они во многих местах оставили следы своей предприимчивости.

Колонизаторская деятельность финикийцев продолжалась вплоть до VI в. до н. э. Не ограничиваясь бассейном Средиземного моря, они проникли в районы Черного, а через Красное море в Индию.

Корабли, строившиеся для плавания по Красному морю, назывались «библскими» (Библ — город в Финикии). Можно полагать, что название одного из распространенных типов гребных судов — галера — также финикийского происхождения. Широко применялись в судостроении средиземноморских стран ливанские кедры, поставлявшиеся финикийцами. Эти обстоятельства являются косвенным признанием больших успехов финикийских кораблестроителей.

Одной из важнейших колоний Финикии на Средиземном море был Карфаген, впоследствии приобретший политическую, экономическую и административную самостоятельность и просуществовавший с IX в. до 146 г. до н. э., когда он был разрушен римлянами. Торговля карфагенян охватывала все Средиземное море; они имели торговую полицию, таможни и военный флот для охраны купеческих судов. Основание военного флота карфагенян относится к IX в. до н. э. В составе их военного флота имелись суда с пятью рядами весел (кенкеремы).

Около Туниса (вблизи б. Карфагена) было найдено затонувшее судно, на котором сохранился документ об условиях его найма. В этом документе сказано, что шкипер клянется... «Зевсом и всеми богами Олимпа хранить условия договора свято, нерушимо и добавочного груза не принимать». Академик А. Н. Крылов по этому поводу замечает, что, по-видимому, уже тогда практики-мореплаватели понимали значение надводного борта, обеспечивающего живучесть судна.

 
     

"Корабль. Его прошлое, настоящее и будущее"

   
           
Hosted by uCoz