Парусные суда и их история. |
Египет. |
||||
Главная Суда древнего Египта |
Другой средиземноморской страной с древнейшими судостроительными традициями являлся Египет. Искусство судоходства и в особенности речного судостроения было развито у египтян не меньше, чем у других древних народов. Мы не можем сказать, было ли оно заимствовано египтянами у других средиземноморских стран. Однако можно предположить, что речное судостроение возникло в Египте раньше морского. Возможно, что только типы морских египетских судов были заимствованы у Финикии. По свидетельству Геродота, каста речных и морских матросов в Египте насчитывала до 700 тыс. человек, имела свои отдельные жилища и свои обычаи; многие из членов этой касты жили на судах. Особые лодки строили египтяне для различных празднеств, которые совершались на воде. Богатые египтяне содержали специальные суда для катанья по Нилу; на судах совершались различные религиозные процессии.
В гробницах, относящихся к середине III тыс. до н. э., найдены изображения судов, прибывавших из Верхнего Египта с зерном, скотом и т. д. К этому времени египтяне умели уже изготовлять из меди орудия для обработки дерева. Ко времени IV династии относятся сведения о привозе морем в Египет финикийского леса. В одной из сохранившихся летописей упоминается о том, что при первом царе IV династии поступило 40 судов с кедрами, из которых строили суда длиной до 50 м. Во время VI династии обычны были плавания египтян в Финикию и южную часть Красного моря. В надписях сохранились также сведения о передвижении морем вооруженных сил. Сохранившиеся отрывочные письменные источники времени египетского фараона Тутмоса III свидетельствуют об оживленных морских связях между Египтом и другими средиземноморскими странами. Располагая искусными кораблестроителями, египтяне строили мореходные и хорошие по тому времени торговые и военные суда. Геродот оставил любопытное описание способа постройки судов египтянами. По его словам, египтяне из акаций выделывали брусья длиной до 0,5 м, из которых собирали шпангоуты; затем шпангоуты связывали продольными планками. Изготовленный таким образом набор обшивали папирусом. Такие суда имели паруса из папируса и ходили даже в море, однако не теряли из виду берега. На одном из памятников в Ком-эль-Амаре было найдено изображение грузового судна. Его внешний вид свидетельствует, что оно имело деревянный набор, обшитый досками, несколько выпуклые борта. Положение изображенных людей говорит о наличии палубы, на которой от кормы до мачты устроена рубка (каюта), заканчивающаяся с обоих концов навесами. Полотнища паруса расположены горизонтально. Мачта составлена из двух деревьев, согнутых и скрепленных в вершине; двумя своими концами она упирается в палубу и удерживается натянутыми к корме и носу канатами. По числу весел можно предположить, что длина судна равнялась 40 — 50 м Сохранилось любопытное описание гигантского корабля, построенного по распоряжению Птоломея Филопатора. Он имел длину 92,5 м и ширину 31 м. Так как глубины Нила во многих местах были невелики, а корабль предназначался преимущественно для речного плавания, дно его было плоское и осадка небольшая. Высота судна около 21 м. Нос и корма расписаны затейливыми изображениями множества неведомых животных. Внутри корабля имелось много отделений для сна, столовая и другие необходимые помещения. Корабль был роскошно отделан: двери изготовлены из дерева ценных пород и инкрустированы слоновой костью, колонны из кипрского дерева украшены капителями, также изготовленными из слоновой кости, архитравы [Архитрав — нижняя часть продольной балки, опирающейся на колонны] сделаны из массивного золота. Было устроено особое отделение, предназначенное для праздников. Залы украшены мраморными бюстами царей. Мачта имела высоту около 40 м, парус был сшит из особой тонкой ткани, а снасти окрашены пурпуровой краской. Нос этого корабля имел семь таранов. Длина весел верхнего ряда доходила до 15 м. По преданию, на корабле размещалось около 4 тыс. гребцов и, кроме того, 2850 воинов. Даже если описание этого корабля вымышленное, то и в этом случае оно представляет интерес, так как дает возможность судить о замыслах, которые в своей основе все же должны были исходить из существовавшей в то время техники и технологии кораблестроения. |
||||
"Корабль. Его прошлое, настоящее и будущее" |
|||||