Струг |
Струги, это были лёгкие, быстроходные суда, обладавшие
хорошей мореходностью. Их малая осадка, не более 1,5 м, позволяла стругам
плавать по мелководью — по рекам и озёрам. Струги должны были быть хорошо
приспособлены к волоку и иметь такой корпус, который не повреждался бы во время
волока: они же проходили путь «из варяг в греки». Очевидно, что русские корабелы
справились с этой задачей, иначе не появился бы на карте город Вышний Волочёк. О
том, что во время
плохой погоды русские мореходы вытаскивали свои суда на берег, свидетельствуют
опять же географические названия. Например, недалеко от входа в Кольский залив
есть Цып-Наволок, Сеть-Наволок, Выев-Наволок и т.п. Причём, вытащить судно на
берег — это полдела, а как потом стащить его на чистую воду? И эту проблему
умели решать русские мореходы. А ведь если бригантину, которая «...поднимает
паруса...», вытащить на берег, то для неё это будет «смерти подобно».
Если взять струг, на котором «...удалых гребцов сорок два сидит...», то
его длина должна быть, по крайней мере, 35 м, то есть судно весьма солидное,
соизмеримое с галерой. Например, заказанная в 1694 г. в Голландии Петром I
шест-надцатибаночная галера «Адмирал Лефорт» имела длину 38,1 м. Но она была
непригодна для волока, в Россию её доставили в разобранном виде. Ширина галеры
(9,1 м) была больше, чем у струга (по моим расчётам ширина струга 6 — 6,5 м).
Это и понятно: на каждую банку галеры усаживалось несколько гребцов, а на струге
на каждой банке размещался один гребец, хотя при необходимости их могло быть и
двое.
Осадка галеры 1,8 м, то есть она пройдёт далеко не каждый речной перекат,
это морское судно. Вот здесь пути галеры и струга заметно расходятся. Галера
потяжелее струга, она может принимать участие в морских баталиях наравне с
фрегатами и другими морскими военными судами. Струги, как лёгкая кавалерия,
хорошо подходили для лихих морских атак, а в набеговых операциях вообще были не
заменимы. Надо отметить, что изначально «струги и карбусы» входили в состав ВМФ
Петра I, но по ряду причин он от них отказался, отдав предпочтение галерам (хотя
в походах Петра I на Азов струги принимали участие). Дело в том, что галера в
носовой части имела надстройку — полубак, под которым располагалась куршейная
палуба, или просто — куршея. На этой палубе обычно устанавливали до шести
морских орудий, тех, что стояли на гандеках кораблей. Кроме того, на планшир
фальшборта галеры дополнительно устанавливали ещё пушки малого калибра —
аркебузы, кулеврины, фальконеты и тому подобное, до 20 штук на каждый борт. Как
видим, артиллерийское вооружение галер было неплохим для того времени.
А что мог противопоставить струг? Только личное стрелковое оружие моряков
абордажной команды — пистолеты, мушкеты,
пищали... Поэтому сильные стороны струга — скорость, натиск, манёвр — далеко не
всегда могли привести к успеху. Струги были постепенно выведены из состава
российского ВМФ и ушли в легенды и народное творчество.
Но однажды в мою несчастную голову закралась одна каверзная мыслишка. Ну хорошо,
если в ВМФ Петра I присутствовали струги, то их изображение наверняка должно
быть на картинах старинных художников. Пришлось повнимательнее, опираясь на свои
инженерные познания, посмотреть старинные рисунки морских баталий. Вот рисунок
А. Шхонебека «Взятие Азова», 1699 г. Здесь на первом плане изображены два
судна, причём явно не галеры. Эти суда, судя по рисунку, прекрасно ходят на
вёслах, имеют одну мачту на миделе с большим прямым парусом. На их палубах
хорошо вооружённые воины. Сердце тревожно забилось. Неужели струги? Да,
несомненно, — это струги! Вместо полубака — ровная палуба, её носовая часть без
фальшборта, ровная площадка для абордажной команды. Наклон форштевня к
поверхности воды около 30°. Это значит, что судно может близко подойти к
отлогому берегу, на который моряки могут выпрыгнуть, как говорится, не замочив
ног. Далее, слева изображён ведущий огонь из своих пушек корабль, может быть тот
самый «Орёл»? Затем справа, уткнувшиеся носом в берег гребные суда, видимо
галеры, но может быть и струги, носовые части их корпусов на рисунке
отсутствуют. Но все три
судна имеют по одной мачте в середине корпуса (на миделе), а у галер всегда
ставились две мачты, значит, на заднем плане — струги!
Ну что же, продолжим наши исследования. Рассмотрим фрагмент рисунка «Гангутский
бой» художника М. Бокуа, 1720 г. На первом плане строем фронта идут боевые
гребные суда, на каждом 20 — 21 пара вёсел, за которыми «...удалых гребцов сорок
два сидит...». Выше второй строй фронта таких же гребных судов. Несомненно — это
большие боевые струги!
А вот полотно Л.Л. Каменева «Гангутский бой», на нём можно видеть, как струг идёт на абордаж. Здесь есть чем восхищаться, мастерство или боевое искусство наших моряков налицо! Прежде всего, на струге убраны 15 пар носовых вёсел, работают только пять пар. Видимо гребцы с носа перешли в корму и сели на кормовые вёсла. Получается, что на каждое весло приходится два-три гребца, таким образом, скорость и манёвренность струга остались на должном уровне. Абордажная команда приготовилась к броску на борт неприятельского корабля, моряки собрались на носовой палубе. Как пел Владимир Высоцкий «...а крысы пусть уходят с корабля! Они мешают схватке бесшабашной...». Главное моё «открытие» — на стругах использовались только распашные вёсла длиной около 5,8 м. На вальковое (то есть имеющее утолщение рядом с рукояткой) весло двух гребцов не посадишь.