Парусные суда и их история.

История отечественного флота

 
Главная
- Лодья
- Суда новгородцев
- Струг
- Коч

История отечественного флота неотделима от истории нашего многонационального государства. Вечную славу заслужили многие поколения российских моряков блистательными победами над иноземными захватчиками, героическими подвигами во имя изучения Мирового океана. Истоки истории отечественного флота уходят в глубокую Древность, в IV—IX века. В те времена территорию, ограниченную Черным морем на юге, низовьями- Дуная на западе и Северным Донцом на востоке, заселяли племена восточных славян — антов, которым приходилось неоднократно защищать свою независимость и в этих целях совершать длительные морские походы. На легких, но прочных и достаточно мореходных лодьях-однодеревках они достигали не только столицы Византии Константинополя, но и предпринимали смелые плавания далеко за пределы Черного моря, появляясь в Средиземном море у острова Крит.

В начале IX века большое значение в жизни восточных славян приобрел торговый путь «из варяг в греки», пролегающий из Балтийского моря в Черное и Каспийское. С этого времени морские походы русских в Черном и Каспийском морях, а несколько позднее на Балтийском и Белом становятся систематическими. По свидетельству древних восточных писателей, русские купеческие суда совершали рейсы к берегам Италии, Испании и Северной Африки. Эти походы убедительно говорят о высокой морской выучке наших предков, их отваге и выносливости, хороших мореходных качествах сооружаемых ими кораблей — лодей.

На севере Руси интенсивную морскую торговлю со многими государствами и городами вели новгородцы и поморы (русские поселенцы на побережье Белого моря). Осуществляя промысел пушного зверя и рыбы, они из года в год, невзирая на льды и штормы, все дальше и дальше проникали в северные и восточные районы морей Северного Ледовитого океана. Сейчас, в век бурного развития науки и техники, в век атомной энергии и радиоэлектроники, мы не можем не восхищаться мужеством и отвагой этих людей. Безудержная страсть к новому, неизведанному побуждала их на небольших деревянных суденышках — кочах — совершать дальние походы и экспедиции. В 1595 году они достигли устья Оби и основали город Обдорск (ныне Салехард), а в 1601—1602 годах — Тазовской губы, где пять лет спустя началось строительство города Мангазеи—центра торговли пушниной на Севере. Совершая плавания, русские вскоре достигли Таймыра и устья Лены, побывали в устьях Яны и Индигирки. В 1647 году коч казачьего десятника Василия Бугры прошел море Лаптевых, Восточно-Сибирское море и достиг Колымы. Вышедшая на следующий год из Нижнеколымска экспедиция казака Семена Дежнева 20 сентября 1648 года пробилась до самой восточной точки азиатского материка.

Конец XVII века ознаменовался еще одним открытием русских мореплавателей: в 1697 году казак В. В. Атласов первым достиг побережья Камчатки и Курильских островов.

Все эти плавания способствовали не только развитию мореходства, приобретению русскими мореплавателями практических навыков судовождения, но и совершенствованию ими судостроения и средств навигации, а главное позволили России расширить свои границы к северу и востоку.

Значительный толчок русское судоходство получило в эпоху создателя российского регулярного флота Петра Первого и в последующем стало неукоснительно развиваться. Ведя активную торговлю со многими странами, суда под флагом российского государства с каждым годом все дальше уходили на просторы Мирового океана. Осуществляя длительные плавания, наши соотечественники в те годы совершили десятки великих научных открытий. Первая и вторая Камчатские экспедиции, состоявшиеся в первой половине XVIII века под руководством В. И. Беринга, А. И. Чирикова С. Г. Малыгина, Д. Л. Овцына, В. В. Прончищева, Д. Я. и X. П. Лаптевых, внесли много нового в историю изучения и освоения морей Дальнего Востока и Северного Ледовитого океана, позволили русским исследователям открыть целый ряд островов и земель, в том числе северо-западное побережье Америки, острова Алеутской и Курильской гряды. Поистине выдающимися географическими открытиями ознаменовались кругосветные и полукругосветные плавания русских в первой половине XIX века. Особое место в ряду . научных подвигов тех времен занимает открытие Антарктиды экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный».

Русским морякам, ученым принадлежит приоритет и в развитии кораблестроительной науки и техники. В 1815 году ими был построен один из первых в мире пароход «Елизавета», а в начале XX века — первый в мире теплоход «Вандал».

После Великой Октябрьской социалистической революции, подписания в феврале 1918 года В. И. Лениным Декрета о национализации водного транспорта начинаются, его бурный рост и развитие, внедрение на судах новейших достижений науки и техники.

Велики заслуги моряков советского транспортного флота в истории освоения Арктики и Северного морского пути в предвоенные годы, никогда не померкнет их беззаветный подвиг в суровые годы Великой Отечественной войны.

От закладки первых советских лесовозов до вступления в строй атомных богатырей, покорителей Арктики, прошло менее полувека, но как разительны вид и возможности судов. Это и белоснежные пассажирские лайнеры и супертанкеры-исполины, сухогрузы с горизонтальным способом загрузки и железнодорожные паромы, мощные линейные ледоколы, в том числе с ядерными силовыми установками, и быстроходные рефрижераторы-банановозы, лесовозы-пакетовозы и спасатели, балкеры и крупнотоннажные лихтеровозы, научно-исследовательские суда и контейнеровозы, рудовозы и технические суда специального назначения.

   
     
Hosted by uCoz