Струг |
Завершая тему, ответим на последний вопрос: почему же Пётр I запретил русским корабелам строить струги, карбусы, кочи, соймы и другие суда? В его указе от 28.12.1715 г. сказано: «По получении сего указу объявите всем промышленникам, которые ходят на море для промыслов на своих ладьях и ко-чах, дабы они вместо тех судов делали морские суды галиоты, гукары, каты, флейты, кто из них какие хочет, и для того (пока они новыми морскими судами исправятся) даётся им сроку на старых ходить только два года». А дело всё в том, что корпуса тех же стругов и прочих «шитиков» не позволяли устанавливать на них морскую артиллерию. Запас прочности корпуса не позволял, «шитик» от залпа пушек мог развалиться. А вот галиоты, гукары, каты, флейты хоть и были торговыми морскими судами, но после установки на них пушек становились очень быстро бригантинами (8 — 15 пушек), бригами (18 — 20 пушек) и так далее. Таким образом, отечественные старинные суда были принесены в жертву нарождающемуся российскому ВМФ. Пётр I оказался в то время абсолютно прав! Однако очень жаль утраченного!
"Техника Молодежи" Шитарев В.