Струг

- Струг
Назад

Струг

 Познакомимся со свидетельством причисленного к лику «святых в Руси просиявших» адмирала Флота Российского Фёдора Фёдоровича Ушакова: «Чайки наших казаков налетали на турецкие галеры и бесподобно брали их на абордаж. Всё это — поистине русское, бесстрашное — повелось с древности...». Чтобы понять, как всё происходило на самом деле, посмотрим на картину А.Ф. Зубова «Сражение при Гангуте», 1715 г.   На первом плане русский струг атакует шведское гребное военное судно, (о том, что это русское судно свидетельствует развевающийся на его корме «гвидон» — так назывался кормовой флаг для гребных судов ВМФ Петра I). То, что положение шведов, как говорится, хуже некуда, видно невооружённым глазом. Русские моряки убрали десять пар носовых вёсел, и, надо полагать, освободившиеся гребцы пересели на кормовые вёсла, за каждым из которых оказалось по два гребца. Догнал «шведа» и своим корпусом «наехал» на его кормовые вёсла правого борта, которые сломались, как спички. Но это ещё не всё. Почему выведены из строя именно кормовые вёсла противника? Дело в том, что на кормовые вёсла всегда сажали самых крепких и самых опытных гребцов, которые задавали темп гребли и действия всех остальных моряков, что сидели на носовых банках. Таким образом противник сразу же лишился хода и способности маневрировать, что и требовалось русским морякам.
  Носовая часть корпуса атакующего струга вплотную сблизилась с бортом неприятеля вблизи его кормовой надстройки. В этом месте на галерах находился сделанный стационарно парадный трап в виде небольшой лестницы со ступеньками, всегда выступавший за пределы борта судна. По нему абордажная команда струга без проблем перебралась на борт неприятельского судна и «бесподобно» разгромила противника. Надо ещё отметить то, что артиллерия галеры могла поражать противника, находящегося в носовых секторах обстрела, в сторону кормы её пушки не стреляли, так как можно было уничтожить свой собственный экипаж.
  Итак, как выглядел струг с внешней стороны, мы уже знаем. Теперь попытаемся разобраться с тем, как он был устроен. Казалось бы, будучи созданным для морских набеговых операций, как и драккар викингов, струг должен был строиться по аналогичным канонам и правилам. На деле это не так. К тому времени на Руси возникла своя собственная школа судостроения. По конструктивным элементам драккар ближе подходит к поморскому карбасу. И у того, и у другого основным несущим конструктивным элементом является клинкерная обшивка корпуса, пояса которой скрепляются металлическими заклёпками диаметром 7 — 9 мм на клинк-шайбах размером 20 х 25 мм. Пояса обшивки перекрывают друг друга на 30 — 40 мм, а на судах длиной более 20 м это перекрывание достигает 70 мм. Обшивка и шпангоут имели прокладку — кламп. Часто клампы изготавливались вместе с доской обшивки воедино. Каждый кламп имел два отверстия, на него укладывался шпангоут, который подвязывался «вицей» к доске обшивки. Однако не будем углубляться в рассмотрение конструктивных элементов кораблей викингов.

Hosted by uCoz