Парусные суда и их история. |
История отечественного флотаНовгородское судно |
|
Главная История отечественного флота Суда новгородцев
|
После выхода Новгородской земли из состава Киевской Руси (1136) в бассейне озера Ильмень образовалась самостоятельная феодальная республика. Ее столица «Господин Великий Новгород», находясь на стыке торговых путей «из варяг в греки» и Волжского, стал одним из важных пунктов внешней торговли и самобытного судостроения на Руси. Торговые связи Новгорода распространились от Фландрии и городов торгово-политического союза Ганзы (в который входил и Новгород) до Астрахани и Константинополя. По этим путям уже в XIII веке ходили прочные мореходные палубные парусные новгородские бусы, ушкуи, шитики и другие суда, которые могли взять в свои трюмы до 6—6,5 тысячи пудов груза, то есть около 100 т (по некоторым источникам — до 200 т грузов). Судостроители древнего Новгорода использовали довольно совершенные для своего времени орудия труда: топоры, долота, сверла, скобеля, тесла. Из местных руд «варили» железо, широко применяли металлические крепления. Длина новгородского судна около 20 м, ширина 4,5—5,5 м, осадка 2 м. На съемной мачте поднимался один прямой парус площадью 70—80 м2, орнаментированный стилизованным крестом. В случае безветрия использовались весла. Судно вмещало 25—30 человек экипажа и 15—20 воинов.
|
|
"История корабля" выпуск |
||