Парусные суда и их история.

Рим.

 
Главная
Римская галера
Римская торговый корабль
Римская кинкерема
Римское торгово судно (200 г. до н. э.)
Римское трирема (Римская республика)
Римское бирема

Уже в конце периода республиканского правления (с третьего по первое столетие до н. э.) римское государство достигло огромных размеров. Очевидно, что без мощных морских сил задача управления обширными территориями, простирающимися вдоль Европейских берегов Средиземного моря от Гибралтара до Босфора, и в придачу еще частью Северной Африки, Малой Азии и Среднего Востока, была бы трудноразрешимой.

При первом большом столкновении с Карфагеном (в Первой Пунической войне) римляне поняли, что нельзя надеяться на победу, не имея сильного военно-морского флота. С помощью греческих специалистов они в короткое время построили 120 больших галер и перенесли на море свой метод ведения боя, который применяли на суше — индивидуальный бой воина против воина личным оружием. Римляне использовали так называемые «вороны»— абордажные мостики. По этим мостикам, которые острым крюком вонзались в палубу неприятельского корабля, лишая его возможности маневрирования, римские легионеры врывались на вражескую палубу и завязывали бой в присущей им манере.

Римский флот, как и современный ему греческий, имел в своем составе два основных типа судов: «округлые» торговые и стройные боевые галеры.

Значение паруса, несомненно, возросло, особенно при дальних плаваниях, которые совершались вплоть до Индии. При этом помогало открытие греческого мореплавателя Гиппала: августовский юго-западный и январский северо-восточный муссоны способствовали максимальному использованию парусов и одновременно надежно указывали направление, как много позже компас, Дорога из Италии в Индию и обратный путь, с промежуточной переправой караванами и судами по Нилу от Александрии до Красного моря, продолжались приблизительно год. Раньше путь на веслах вдоль берегов Аравийского моря был гораздо продолжительнее.

Постепенное развитие парусов и техники управления ими потребовало сравнительно сложной системы канатов и блоков и постоянного использования для управления судном одного или двух рулевых весел. Боевые корабли древних римлян конструктивно мало отличались от греческих кораблей. Типичная римская трирема начального периода Римской республики, весьма похожая на греческую триеру, не принадлежала к самым крупным. Позднее римские судостроители строили боевые корабли больших размеров, однако ранние завоевательные походы римлян в различных местах Средиземноморья были предприняты, по-видимому, на меньших судах. На рисунке, в отличие от предыдущего, показаны весла, игравшие особенную роль при маневрировании в битве, когда парус по всей вероятности убирался. Обращают на себя внимание украшения, расположенные на корме и на форштевне. Во время торговых плаваний римляне использовали многочисленные средиземноморские порты. О некоторых из них уже упоминалось, однако на одно из первых мест следует поставить расположенную в дельте Нила Александрию, значение которой как транзитного пункта увеличивалось по мере роста торгового оборота Рима с Индией и Дальним Востоком (см. рис. 12).

Рим

 

"Паруса над океаном" П. Фирст

 
 

Померяться силами с Карфагеном на море мог только Рим.

В состав римского флота входили многовесельные пентеры и триремы, вооруженные катапультами. Они активно защищали грузовые суда в Средиземном море и океане.

По форме римские суда напоминали рыб. На носу судна изображали их глаза, позднее в этих местах стали делать клюзы. Весла были похожи на плавники, и в гибком веерообразном украшении па корме можно узнать хвост. К этому следует добавить, что по бортам выступали две балки для защиты от вражеского нападения, в передней части носа находился «клюв» — таран, а над ним — изображение головы животного: барана, крокодила и пр. Суда имели одну мачту с прямым или латинским парусом на двух реях. Большие суда, кроме того, имели фок- и бизань-мачты. Такелаж римских торговых судов был еще элементарным, поэтому они могли плыть только при попутных ветрах. Об этом говорит и форма очень высокого корпуса в корме. Хотя, возможно, римляне, несмотря на несовершенство такелажа и парусов на своих судах, умели лавировать.

Несколько столетий Рим не имел соперников на море. На римские торговые суда отваживались нападать только пираты, саксонские на севере и иллирийские на юге. Для борьбы с ними были созданы легкие и быстроходные суда с одним рядом весел — либурны. Многие рассматривают их как прототип средиземноморской галеры, просуществовавшей вплоть до XVIII в.

Приблизительно в VIII—IX вв. в районе Средиземноморья входит в употребление латинский парус (latina vela). Проис-•хождение этого названия до сих пор неясно. Возможно, так называли парус северные мореплаватели, когда увидели его в Средиземном море, а может быть, это название latina происходит от выражения alia trina — треугольный парус, в отличие от четырехугольного — alia quadra. Во всяком случае, латинский парус имеет греко-римское происхождение. Он получил широкое распространение, так как позволял идти против ветра.

 
 

"Постройка моделей судов" О. Курти 1977 г

 
Hosted by uCoz